четверг, 22 ноября 2012 г.

DJ Боцман: «С возрастом я осознал, что про*бланил кучу времени». Интвервью


Интервью с легендарным DJ Боцманом в интернет газете Слово, автора статьи Мария Старикова.

Кто-то помнит его солистом группы «Плаксы», кто-то знает его как одного из первых челябинских диджеев — DJ Caterpillar, сам он представляется автором программ о «черной» музыке. С отцом-основателем андеграунд-тусовки Челябинска Павлом «Боцманом» Горбуновым мы встретились накануне его 40-летнего юбилея, и он скромно признался: «Мне проще играть для своих… пусть и незнакомых людей».

Ты помнишь, как все начиналось

Пожалуй, сразу стоит оговориться — вставлять в речь Боцмана редакторские «(смеется)» также нелепо, как накладывать закадровый хохот в хорошей комедии. Вы сами поймете, где улыбаться — Паша делает это постоянно. Ему 40, но на вопрос о недалекой старости и необходимой стабильности он отвечает, широко раскрыв глаза: «Сейчас я зрелый, у меня прекрасная жена, маленький сын, а скоро на свет появится и второй — вот будут внуки, тогда и поговорим о старости». В творческом смысле в этом году Павел отмечает совершеннолетие — как профессиональный DJ он начал играть 18 лет назад в первом челябинском ночном клубе House Martin. Сегодня в музыкальном багаже Боцмана Reggae, Funk, Soul, Jazz, Hip-Hop, словом все, что основано на groove, но мало кто помнит, что самый «черный» диджей Танкограда когда-то был звездой рок-вечеринок. Впрочем, эпоху 90-х он вспоминает с удовольствием и рассказывает о ней, делая лишь редкие паузы на затяжку сигаретой.

— Тогда, по сути, и началась настоящая жизнь, — рассказывает Павел. – Ведь до 90-х в Челябинске ничего толком и не было. Взрослые ходили на заводы, кто помладше — в школу и секции, но об андеграунде, конечно, никто не думал и не знал. Я закончил училище как раз в 1990-м, и почти сразу мы с друзьями организовали группу «Коты», где я играл на гитаре. Правда, просуществовала она недолго — года полтора, потом играл в составах с Витей Ананасовым и Славой Кацевым — это была так называемая вторая волна рок-групп в городе. Первая — рок-клубовские деятели, а вторая — мы. Потом я собрал свой коллектив из ребят, увлеченных музыкой, и если со стилем все было более или менее ясно (мы хотели музыкальных экспериментов), то над названием пришлось подумать. Наш гитарист Антон Мешков тогда увлекался эстетикой 50-х, ну там стиль рокабилли со всеми вытекающими, а на экранах как раз появился фильм о том времени «Плакса» с Деппом в главной роли. И мы назвались «Плаксы». Название было довольно провокационное — нюни мы совсем не распускали: импровизировали с трип-хопом, джанглом, фанком, панк-роком, реггей . У рэп-команды «Триагрутрика», например, сегодня есть песня «Колыбельная» — это старая песня «Плакс», которую я пел еще в 1993 году на сэйшенах, а Джамал, дописав несколько рэп-куплетов, подарил ей вторую жизнь.

Параллельно с этими музыкальными экспериментами в 1994-м году Павел ввязывается в еще одну авантюру и выходит к толпе уже в качестве диск-жокея, готового развлечь публику ритмами реггей, хаусом и брейк-битом.

— В 94-м Андрей Голованов (ныне владелец hi-tech бутика «Голованов и Ко». — Прим. ред.), с которым мы занимались в диско-клубе при Дворце пионеров у А.В. Виноградова, открыл клуб House Martin. Естественно, вся диско-клубовская команда пошла за ним. Но, понимаешь, это был не только первый в Челябинске ночной клуб, это был еще и первый в городе диджейский состав: Voody, Шурч, Савчик, Lookash и я, значившийся на первых флаерах как ICE-B. У нас поначалу не было даже нормального диджейского аппарата, мы мудрили что-то с кассетами, сводили мелодии, делали нон-стопы, и это было круто!

Позже Павел становится DJ Caterpillar (с англ. — «гусеница»). Меняя псевдоним, легких путей он не ищет. С ассоциативным рядом у него уже тогда все более чем хорошо, и он исходит из истинных патриотических побуждений: мол, гусеница — трактор — «Трактор» — Челябинск. Он легко расстается со старым и еще особо не запомнившимся массовому слушателю прозвищем.

— А потом я понял, что маски не нужны, — откровенно выдыхает сигаретный дым Паша. — Боцман — это моя погремуха со второго класса — меня на районах знают как Боцмана. А пошло все с какой-то школьной игры в нашей компании. Старшаки услышали и начали меня так дразнить, ну я и не смог от этого отмазаться, перестал обижаться и смирился.
Эпоху 90-х он характеризует как «самое крутое время».

— Оно настолько же интересное и азартное для меня, как и нынешнее время для тех, кому сейчас 20 лет. В их памяти начало 2010-х останется лучшим, как для меня 90-е. В 91-м я купил первую свою кассету Боба Марли. В 91-м же приехал к другу в Москву, и он мне подарил первые мои две кассеты рэпа: «2 Live Crew» и «Public Enemy». С тех пор хип-хоп со мной! Тогда мы постоянно что-то мутили, открывая для себя что-то новое, ну и попутно для других.

Рэп, за который не стыдно

В 1999 году в Челябинске открывается клуб Garage Underground, и Паша становится его постоянным резидентом. Дважды он уходит из «Гаража» и дважды возвращается. Эти маневры он не комментирует, нам остается только сопоставлять факты и догадываться в чем причина — то ли в смене руководства, то ли во временном изменении названия клуба и самой концепции вечеринок… Но как бы то ни было, наступает ноябрь 2005 года, и Паша устраивает в «Гараже» тусовку в честь своего дня рождения. Этой ночи впоследствии суждено будет стать стартом «черных пятниц».

— Мы собрались тогда очень большой толпой, — вспоминает Боцман. — Естественно было много хип-хопа, веселья и шума. А после вечеринки стало ясно — формат таких мероприятий можно и нужно делать еженедельным. Пока мы все это обсуждали с администрацией клуба, в «Гараже» потихоньку случилась реконструкция: из части гардероба сделали «красный бар», где я и начал играть по пятницам. Поначалу приносил свои вертушки, брал музыкальный центр и играл, а аппарат появился позже. Со временем я стал приглашать туда ребят — читать рэп. Джамал, с которым мы на тот момент уже подружились, ходил на «пятницы» как на работу: вчитывался, вчитывался и вчитывался… Там он и нашел свою публику, там и родилась «Триагрутрика» в том виде, в каком мы знаем ее сегодня. А потом я во всем этом увидел гораздо больший смысл, то есть концепция сформировалась по ходу. Еще немного, и это дорастет до продюсерского центра, вот увидишь.

После «черных пятниц» началось «Танкоград-движение», грубо говоря, те же лица, только в профиль. Оно возродилось благодаря ребятам из рэп-команды ОУ74, у которых ныне студия носит гордое название «Танкоград Underground».

У «Танкограда» есть свои резиденты, но Боцман периодически «пробует» новичков, причем отмечает — идет жесткий отсев. По его мнению, сами приходят и предлагают себя еще незрелые исполнители. Паша с осторожностью относится и к демо-записям, которые ему присылают в соцсетях, и приводит пример — никто из подобных дебютантов еще не задержался в тусовке надолго.

— Я сам ищу людей, причем людей, которым это надо и без меня. Интересных не коммерчески, но обязательно творчески. У нас, к сожалению, очень много странных людей, которые не понимают что, а главное — зачем они делают, многим просто нечего сказать людям, но сказать очень хочется, и это не только здесь, а в масштабах всей России. Сейчас готовим сборник челябинского «нестыдного» рэпа — вот это будет здорово.

BLACK LABEL

Программа о «черной» музыке — «Утро с диджеем Боцманом», именно так назывались еженедельные выпуски на «Серебряном Дожде» в период с 2008 по 2010 годы, автором которых был (и есть) Павел Горбунов. В этом году программу возобновили.

— Мне интересно, как звучит гетто в разных уголках мира, — романтично размышляет Паша. — Я сам вырос в гетто — большом промышленном Челябинске, пусть и советской заточки. Интересно потому, что все новые течения приходят из гетто — американского, бразильского, русского – не важно какого. И каждое звучит по-своему, и каждому присущи какие-то свои уникальные вибрации, и я их чувствую и понимаю, поэтому с аудиторией я предпочитаю разговаривать на языке музыки — это универсальная грамота. Поэтому в моих программах только музыка и ничего кроме музыки.

Паша даже знает способ, с помощью которого музыка может пройти через время. Маркетинговый такой способ.

— Сейчас сложилась уникальная ситуация благодаря Интернету. Люди качают треки, все доступно, развиваются всевозможные направления. Вот мы сейчас с тобой сидим, разговариваем, но где-то, будь уверена, какая-то группа товарищей занимается каждым стилем, который только может быть, они ищут свой фьюжн, соединяют элементы. То, что играю я в последнее время — это ремиксы классических вещей. Так, кстати, обкатывается передовое звучание — на всем известных композициях. То есть ребята, которые делают ремикс на хит, имеют больше шансов прозвучать масштабно, для широкой публики, чем ребята, которые пока еще никому не известны и сочинившие что-то свое. Я, повторюсь, играю кучу любимой музыки и золотых хитов. Скоро Жека Вибе из «Триагрутрики» выпустит релиз из ремиксов, там будет и пара моих.

Личности и маски

— За любым псевдонимом стоит какая-то маска, которая не может быть многогранней личности. Возможно, поэтому мне проще представляться автором программ, нежели диджееем, — рассуждает Павел. — Но как диск-жокей я могу сказать одно — мне проще играть для своих, пусть даже и незнакомых людей, если они в теме. Я уже два года как резидент тихого закрытого места Babushka. Там бывают многие из тех людей, которые были моей аудиторией и во времена House Martin и «Дебаркадр», и мне так в кайф играть для них вечерами. В других местах тоже нравится, но тут своя атмосфера.

Так все-таки, это работа или образ жизни, или, может быть, затянувшееся хобби, лезу я под кожу Боцману.

— Если бы то, чем я занимаюсь, не было образом жизни, то мне бы никто не поверил. Без дураков, понимаешь. Но при этом я отдаю себе отчет, что у меня есть семья, за благополучие которой я несу ответственность. Акценты в этом плане у меня давно расставлены, с тех пор, когда я посидел в офисах, поработал охранником, грузчиком, экспедитором. Одно время даже работал по специальности (Павел — выпускник профучилища по специальности машинист башенных кранов. — Прим. ред.). Потом встал перед выбором: работать ради заработка или пытаться заработать тем, что приносит мне удовольствие. Очевидно, ответ ты знаешь. Вот я могу сделать сэт кому-то в подарок, например, на день рождения, но работать где-то бесплатно, скорее всего, не стану. Хотя я в жизни встревал в такое количество авантюр, что, может, и стану. Одна из самых глобальных авантюр, кстати, уже переросла в цель — это поднять престиж города в том же хип-хоп направлении. Ребята, у которых это уже получилось, задрали планку очень высоко, в плане аранжировок, подачи, манеры. Я ими горжусь. Но школа как таковая только формируется, я снова стою у истоков, и это мне нереально интересно! С возрастом я осознал, что прое*ланил кучу времени в юности, теперь мне хочется оставить след, реализовать свои проекты, играть свою музыку и музыку своих друзей, и чтобы это было круто. К тому все и идет. Но этого хочет DJ Боцман, азартный и одержимый. А Паша Горбунов хочет, чтобы дома все были здоровыми, чтобы дети росли, учились в хороших заведениях, чтобы в семье все было хорошо. Одним словом — простого человеческого счастья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий