пятница, 25 сентября 2009 г.

Joker в рукаве

В кафе «Подземка» прошёл первый в истории города чемпионат по битбоксу, организованный объединением 519. В соревновании приняло участие 13 человек. Победителем стал Миша Joker, которого с самого начала считали фаворитом. Корреспондент Lentachel побывал у него в гостях.

«Битбокс» — искусство создания и имитации ритмических рисунков (битов) и мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляций органами рта. Наиболее часто битбокс используется в качестве аккомпанемента в хип-хоповых композициях.
Название «битбокс» произошло от слова «beatbox» – так именовались первые драм-машины. Музыкальный жанр появился в начале 80-х годов XX века. Его родоначальниками считаются Doug E. Fresh, Biz Markie и Buffy из «Fat Boys». Все трое родом из Нью-Йорка.


«Я – не «Человек-оркестр»…

- Во время учёбы в институте я мог на перемене прислониться к стене и набивать бит, – вспоминает Joker. – Такие прикольные фишки взрывают публику на выступлениях. Но студентам было всё равно. Они не обращали на меня внимания, проходили мимо.
Создавалось ощущение, что мои сверстники просто разучились видеть в повседневности что-то оригинальное. Но когда те же молодые люди слушают мои сеты (отрезки времени в музыкальном мероприятии – авт) в клубах, то реагируют совершенно иначе. Видимо, сама по себе клубная атмосфера расслабляет и создаёт нужный настрой.
В студенческие годы Миша не только набивал бит в коридорах университета, но и пробовал себя в модельном бизнесе, участвуя в дизайнерских показах.
- Преподаватель моего вуза Марина Александровна Вилисова предложила мне принять участие в художественном коллективе театра мод «Марина» и я согласился, – рассказывает Joker. – Мы дефилировали в дизайнерской одежде, но в отличие от обычных моделей, как-то интересно обыгрывали проход по подиуму. Придумывали оригинальные постановки. Я сразу понял, это не моё, да и особых денег приносить не будет. Но я очень уважал Марину Александровну, и зная, что она надеется на меня, не мог её подвести. Поэтому участвовал в показах «Театра моды» около четырёх лет.
Joker затягивается кальяном и на секунду задумывается. Мы сидим в просторной комнате в квартире битбоксера на Северо-Западе. В углу на двери висит рубашка с изображением довольно-таки злой морды Джокера с игральных карт. Кстати, рисунок на рубашку битбоксер наносил сам с помощью аэрографа. Миша вообще профессионально занимается аэрографией, неплохо зарабатывая.
Аэрография – живописная техника, в которой аэрограф используется в качестве инструмента для нанесения красителя при помощи сжатого воздуха на какую-либо поверхность. В основном аэрографию наносят на кузовы автомобилей, сотовые телефоны, ноутбуки и одежду.

- У битбокса есть общие черты с пародией, – вдруг заявляет Joker. – Имитировать кого-то – это тоже фишка. Вот смотрите!

Он придаёт лицу характерное выражение и начинает говорить …голосом Леонида Брежнева: «Я, как генеральный секретарь ЦК КПСС, категорически заявляю: Joker – самый лучший. Точка».

- Правда, я ни в одном сете не пародировал Леонида Ильича. Сейчас молодёжь его уже не помнит, – Миша, похоже, огорчён этим обстоятельством. – Вообще вспоминаю слова самого известного отечественного битбоксера Вахтанга: «Я не «человек-оркестр» и не люблю, когда меня так называют! Мы не имитируем что-то, а делаем свою уникальную музыку». В битбоксе действительно существуют вещи, которые аналогов не имеют. Делаются они только за счёт гортани.
Вахтанг — самый известный российский битбоксер. Вице-чемпион мира по битбоксу 2009-ого года.

Удивить зрителя

Миша начал набивать биты и имитировать звук музыкальных инструментов ещё в школьные годы.
- Мой одноклассник Тёма Иванов, занимавшийся в цирковой школе, на одной из перемен устроил прикольное представление, сделав имитацию бита – вспоминает Joker. –Тёма набивал «рабочий», «бочку» и «тарелки». Я смотрел на него как завороженный, после чего весь вечер учился этому искусству. Позже выяснил, что есть такой музыкальный жанр — битбокс.
Первое время Миша занимался этим, что называется, «ради прикола», а затем решил посвятить увлечению всего себя. Говорит, произошло это неосознанно.

- Я фанат своего дела и смотрю тонны видео с выступлениями лучших битбоксеров мира, таких как Killa Kela или Beardyman, – признаётся Миша. – Стараюсь брать на вооружение их авторские фишки. Иногда перерабатываю, иногда сдираю подчистую. Почему нет, если они клёво звучат? Но на чемпионате города мне было важно выступить именно с собственной программой. Кстати, на первенство по битбоксу я попал случайно. Шёл с работы голодный и узнал, что за призовые места дают сертификаты на еду. Решил заглянуть, чтобы показать своё мастерство, а заодно перекусить. В итоге соревнования выиграл, а покушать так и не успел. Времени не хватило.


Чемпионат по битбоксу показал: у Джокера растёт достойная смена

Для России битбокс – явление новое. Пока представителей этого жанра воспринимают как экзотику. Это хорошо, потому что есть возможность удивить зрителя. Но это же и плохо, так как в отсутствие конкуренции творческий рост замедляется.
- Вахтангу сейчас вообще не с кем соревноваться в России, он подмял под себе все крупные города страны, – считает Миша. – Сейчас Ваха ведёт рубрику «Школа битбокса» в программе URBANA на телеканале A-ONE (Первый российский альтернативный музыкальный телеканал. Основой эфира является альтернативная мейнстриму музыка, – авт.). Первые два выпуска получились шикарными, они были основаны на старых программах. В третьем он начал импровизировать, и это выглядело уже не так круто.

Драться больше не боюсь

Если в школьные годы Joker умел сделать битбокс, то постоять за себя у него не получалось. Все драки Миша проигрывал ещё до боя. Перед потасовкой в голове мелькал миллион вариантов, как его будут бить.
- Однажды мы играли в баскетбол с параллельным классом, – вспоминает Joker. – Нас предупредили, что если победим — нам не жить! Мой одноклассник Андрюха Сайгин рубился в баскет с пяти лет. Он финтил, как Майкл Джордан. Так получилось, что именно его бросок принёс нам победу. После уроков всех парней нашего класса «попросили» за школу. Думали, будем драться класс на класс, а там напоролись на толпу человек в 35. Помню, как мне тогда прилетело по почкам несколько раз, помню, как быстро я тогда бежал. А на следующий день задиристый парень Ришат зарядил мне с левой под глаз. Я не смог ответить…
Свой страх перед драками Joker преодолел. Помогло ему в этом бразильское национальное боевое искусство капоэйра, сочетающее в себе элементы акробатики. Поединок в этом виде борьбы сопровождается традиционной бразильской музыкой.
Миша делает паузу. Снова тянется к кальяну. Через минуту возвращается к разговору.
- Вообще за последний год в моей жизни произошли события, после которых уже ничего, кажется, не страшно. За последнее время я на машине чудом избежал нескольких лобовых столкновений, каждое из которых вполне могло закончиться летальным исходом. Казалось бы, страшно должно быть, а в душе ничего не клокочет. Никакого адреналина, тупая апатия. Способность радоваться чему-то приятному в жизни потом всё же вернулась, но страх по-прежнему не берёт…

Автор: Василий "Улисс" Трунов

Фото: Elen Heartcore

Материал взят с сайта Lentachel.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий