пятница, 20 мая 2011 г.

Без условностей—даже если «Абыкак»



Василий Трунов продолжает нескончаемую серию статей о челябинском рэпе.

Без условностей—даже если «Абыкак»

На днях в Интернете появился совместный EP-альбом StaffOnly и Условного, со странным названием «Абыкак». Пластинка, напичканная социальной лирикой о жизни в урбане, вреде наркотиков и любовных перипетиях, пополнила серию релизов, которыми в этом году отметились местные хип-хоп исполнители.
Мрачный мир. Взрослые мальчики тусуются на районах, курят травку в подъездах, прожигают годы «намутках», но не нужно их осуждать. Молодость любит ошибки, подрастут, поумнеют.

Романтичный мир. Взрослые мальчики любят девочек, встречаются с ними, расстаются и пишут об этом песни. Не оригинальные, но без шаблонных фраз «какая сильная любовь, признаться в ней не хватит слов», плюс искренние и прочувственные.

Рефлексирующий мир. Взрослые мальчики промышляют самокопанием, оголяют душу. Осознать себя во Вселенной помогают литры «выпитого». Ничего хорошего, конечно, но это к вопросу молодости — подрастем, поумнеем.

Взрослый мир. Выросли наши герои, у них теперь работа, семья, дом, пятидневка. А за ними все те же рефлексия и самокопание.

Мир StaffOnly и Условного — прост до безобразия, логичен и понятен. Незамысловатая музыка с закольцованными сэмплами, но при этом легкая и мелодичная. Вторичная, естественно (чувствуется влияние питерской школы), но, кажется, востребованная.

В последние годы в Челябинске из музыкальных жанров именно рэп развивается наиболее динамично. Всеобщему подъему поспособствовал успех группы «Триагрутрика». Полумиллионные просмотры клипов на «ютубе», около сотни тысяч скачиваний альбома за десять дней, туры по России и странам СНГ, забитые залы и признание масс. Успех ТГК — эпицентр землетрясения, достижения остальных — его «автошоки» (последствия).

Факт, тем не менее, остается фактом: вслед за «Триагрутрикой», концертным директором и райдером (пусть пока и небольшим) обзавелись — ОУ74, и недавно собранная группа «Сопрано», пишущая в стилистике «пацанской романтики». Их первый же серьезный клип на «ютубе» посмотрели пятнадцать тысяч пользователей. Для старта показатель весьма неплохой. Для сравнения, видео челябинской рок-группы «Монарх», существующей с начала нулевых, оценили лишь полторы тысячи человек.

На этом список надежд от рэп-музыки не заканчивается. На подходе — группа «Личное мнение» из Копейска и Амбар и Шайба из Миасса, работы которых выглядят все более интересными. Учитывая моду на русскоязычный хип-хоп в целом по стране, может и попадут в струю, может что-то и получится.

В принципе, читают отечественные рэпперы примерно об одном и том же, при этом умудряясь не говорить ничего нового (за редким исключением). Да и систему ценностей, созданную ими, мягко говоря, нельзя назвать новаторской. С другой стороны, поражает многообразие поджанров внутри стиля. Хотите литературных зарисовок — слушайте «Касту», хотите песен о любви — Басту и Анта, нравятся саги о наркотиках — Guf’a и «Триагрутрику», о вреде наркотиков — 25/17 и ГРОТ, желаете протеста — включайте Noize MC, хочется чего-то депрессивного — запускайте раннего Ассаи. Это большой супермаркет, где каждый может найти что-то по своему вкусу.

Учитывая вышеизложенное, кажется, шансов заявить о себе у челябинского рэпа начала десятых гораздо больше, чем у рока начала девяностых. Упомянутая выше «Триагрутрика» уже затмила успех группы «Томас», которая еще лет десять назад считалась главной надеждой южноуральской сцены. Кстати, слово рок ведь, с одной стороны, означает «судьбу», а с другой — «скалу». Так вот, на вершину этой скалы в последнее время забрались хип-хоп артисты и как бы кричат обладателям жужжащих гитар — «Не судьба, ребятки». Правда, мода переменчива. И завтра может выстрелить какой-нибудь новый жанр, который в гору не пойдет, а гору обойдет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий